Как регионы переходят к управлению на основе данных
Управление государством на всех уровнях необходимо выстраивать на основе качественных данных. Огромного внимания требует дальнейшая цифровизация взаимодействия граждан и государства посредством электронных госуслуг. Актуальными остаются импортозамещение, вопросы нормативного регулирования обмена данными между ведомствами. Эти и многие другие темы обсуждались на секции «ИТ в госсекторе» в рамках CNews FORUM 2020.
Решения и подходы
Директор по развитию «Mail.ru для бизнеса» Алексей Печенин напомнил, что многие госкорпорации продолжают пользоваться западными программными продуктами, в частности, корпоративными мессенджерами, не имея возможности их обновлять. Неконтролируемое использование бесплатных мессенджеров может привести к утечке конфиденциальной информации.
В качестве альтернативы Алексей Печенин предложил АРМ от Mail.Ru– комплексное автоматизированное рабочее место, ориентированное на госкорпорации, для которых актуально импортозамещение. В АРМ входят четыре продукта: почта, корпоративный мессенджер, файловое хранилище с возможностью редактирования файлов при помощи «Р7-Офис» или «МойОфис» и корпоративный портал с социальными сервисами. Этот АРМ поддерживает все популярные операционные системы и мобильные платформы, имеет как веб, так и полнофункциональную версию. Все четыре продукта включены в Единый реестр российских программ.
Спикер отметил, что ведется активная работа с министерствами и ведомствами по проработке АРМ. Проекты в большинстве случаев пока на стадии пилотирования, хотя уже есть примеры промышленной эксплуатации. «По данным InfoWatch, около 30% утечек конфиденциальной информации происходит в результате бездумного использования бесплатных мессенджеров, — отметил Алексей Печенин. — Например, создается чат с коллегами по рабочим вопросам, а потом один из коллег увольняется, но остается в чате с доступом к конфиденциальной информации. Аналогичные истории могут происходить с другими облачными сервисами, которые удобны в пользовании, но плохо защищены».
Выступление генерального директора компании «Центр аналитических систем» Алексея Мамонова носило методический характер. Он констатировал постепенный переход управленческой модели бизнеса и государства к взаимодействию между информационными системами. В новых условиях госструктуры должны управляться на основе качественных, достоверных данных, представленных в удобном виде. Спикер поделился своим видением проблем, мешающих государственным организациям реализовать управление по новой модели.
В списке этих проблем Алексей Мамонов назвал отсутствие стратегии управления данными, их разрозненность, низкое качество, неумение своевременно актуализировать данные, плохие аналитические системы. Важнейшая задача – повышение грамотности сотрудников, их умения работать с данными, анализировать при помощи BI-инструментов и использовать при принятии решений. Для решения этих проблем необходимо разработать стратегию обогащения данных и их многократного использования, использовать современную аналитическую платформу, демократизировать данные.
Отвечая на вопросы о кейсах, Алексей Мамонов упомянул о проектах в Минфине, Минэкономразвития, Минсельхозе, рассказал о проекте, реализуемом в ФНС. В процессе анализа данных ФНС было выявлено, что 39 тыс. предприятий прекратили свою деятельность раньше, чем были зарегистрированы, обнаружено множество других ошибок. При этом данные ФНС – одни из самых качественных, подчеркнул спикер. На уровне регионов эта проблема стоит еще более остро. «На практике часто встречается следующая ситуация: в организации работает информационная система, в которой годами накапливаются данные, а потом принимается решение о создании новой системы, — говорит Алексей Мамонов. — Но накопленные данные оказываются некачественными, и они отбрасываются, а пользователи начинают работать в новой системе с чистого листа. А на самом деле необходимо было на предварительном этапе очистить накопленные данные, и только после этого строить новую систему таким образом, чтобы она могла работать с ними».
Опыт регионов
О работе цифровых сервисов и информационных систем в регионе рассказала Александра Осипова, директор департамента цифрового развития правительства города Севастополя. Она выделила пять основных компонент цифровой экосистемы региона: взаимодействие органов власти, бизнеса и граждан, управление кадрами, безопасностью, управление проектами и цифровая трансформация управления. Разработаны индикаторы оценки уровня цифровой зрелости каждой из компонент: омниканальность предоставления услуг гражданам, электронные сервисы для бизнеса, инструменты для обратной связи и многие другие. В центре экосистемы цифровых сервисов региона размещаются две взаимосвязанные системы: информационно-аналитическая система «Ситуационный центр губернатора» и Центр управления регионом (ЦУР), предоставленный федеративным центром.
Александра Осипова подробнее остановилась на нескольких информационных системах. АИС «Мониторинг и управление строительством объектов» была создана для управления проектами в области строительства. Севастополь — один из участников целевой программы по развитию Крыма и Севастополя, напомнила спикер. В рамках этой программы реализуется много строительных проектов. Информационная система позволяет взаимодействовать всем участникам проекта на единой информационной площадке, контролировать на всех этапах многочисленные риски - нарушения сроков, нормативные и многие другие.
Цифровая экосистема Севастополя
Источник: Правительство Севастополя, 2020
Посредством еще одной информационной системы региона в период пандемии было выплачено более ₽500 млн в виде грантов и субсидий для поддержки предпринимателей. А в систему Covid загружаются результаты анализов, ПЦР-тестов, что дает возможность в режиме онлайн принимать решение о госпитализации или оказании другой помощи гражданам.
В завершение Александра Осипова отметила, что необходимо более тесно интегрировать региональные ИС с федеральными ресурсами, а также отметила роль ИТ-команды как основного фактора успешности цифровой трансформации. Без желания людей меняться ни одна система не заработает, подчеркнула Александра Осипова. «Мы ускоряем информационный обмен между бизнесом, гражданами и государством, — говорит Александра Осипова. – Действуем как команда цифровой трансформации: анализируем, как происходят процессы. Например, административный регламент ведомства содержит 15 процедур, но 5 из них уже не имеют смысла – информация имеется в системе соседнего ведомства».
Видением перспектив развития городских сервисов поделился председатель комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга Станислав Казарин. Основной целью, отметил он, является обеспечить взаимодействие горожан и органов власти, что достижимо в партнерстве с бизнесом, крупнейшими представителями ИТ-отрасли.
Станислав Казарин отметил, что обеспечить современный и удобный функционал городских сервисов для аудитории порядка 3,5 млн. человек, — это сложная задача, требующая разработки уникальных метрик для оценки эффективности. В качестве таких метрик используется социальный капитал, который спикер определил как способность людей к совместным конструктивным действиям.
Измерение социального капитала
Источник: Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга, 2020
Особенность городских сервисов в том, что взаимодействие человека с властью осуществляется по модели «точка-точка». Положительные результаты обращения за услугой известны только заявителю. Еще одна особенность — человек обращается к сервисам в специфической ситуации, когда находится в состоянии дискомфорта. Надо, чтобы сервисы касались его обыденного, комфортного состояния. В этом контексте необходимо переосмыслить понятие «умный город», которое сейчас ассоциируется с использованием инновационных технологий. Станислав Казарин подчеркнул, что по-настоящему умным можно назвать лишь тот город, у которого растет социальный капитал. Причем данную метрику можно оценивать посредством изучения взаимодействий горожан в социальных сетях.
Именно поэтому правительство Санкт-Петербурга планирует активно встраивать городские сервисы в социальные сети. С целью реализации партнерских программ город разрабатывает публичные API к своим данным, предоставляя партнерам возможность создать мобильные приложения, чат-боты. Спикер сообщил также, что уже подписаны партнерские соглашения с «Яндекс» и Mail.ru Group, идет активная работа по разработке мобильных приложений. К лету будущего года, как планируется, будет запущено некоторое количество реализованных по новой модели сервисов. «Наш подход – найти те городские данные, которыми люди будут пользоваться ежедневно, — говорит Станислав Казарин. — Именно это привлечет к сервису аудиторию, создаст положительное отношение горожан к городу, увеличит социальный капитал. Городские сервисы должны охватывать жизнь человека в его комфортном, обыденном состоянии. Яркий пример такого сервиса – электронный дневник школьника».
Об опыте построения различных сегментов региональной системы управления на основе данных рассказал Дмитрий Разумовский, заместитель губернатора Калужской области, министр цифрового развития региона. Спикер перечислил основные проблемы при реализации проектов на основе совместного использования данных из различных источников, пояснил их на конкретных примерах.
Основными предпосылками для создания новой системы управления стали отсутствие полных и актуальных данных для принятия оперативных управленческих решений, невозможность их совместного использования и вовлечения в хозяйственный оборот. Спикер проиллюстрировал перечисленные проблемы на реализованных в регионе кейсах: подготовка комплексной схемы организации дорожного движения, развитие инфраструктуры гостеприимства, мониторинг цен на социально-значимые продукты и ряде других.
При подготовке комплексной схемы дорожного движения стояла задача построить схему транспортных потоков на основании объективной информации. Для этого потребовались данные от сотовых операторов. Однако они предоставляются на возмездной основе причем размер оплаты не регламентируется государством. Но для решения государственных задач правильнее было бы создать механизмы их передачи органам власти, в том числе – на безвозмездной основе, заметил Дмитрий Разумовский.
Что касается мониторинга цен на социально-значимые продукты и товары, то пока это по-прежнему делается посредством посещения магазинов и переписывания ценников. Правильнее было бы получать информацию непосредственно с кассовых аппаратов через систему ФНС, отметил спикер. В техническом плане это возможно, но на сегодня не существует механизмов передачи информации от одного ведомства другому. С аналогичными проблемами столкнулись в регионе при организации мониторинга использования земель сельскохозяйственного назначения, контроля качества воздуха, при выявлении непоставленных на налоговый учет объектов недвижимости.
Дмитрий Разумовский перечислил основные направления развития в рамках построения системы управления данными на уровне региона. В первую очередь, отметил он, нужно идти в те сферы работы с данными, где очевиден эффект. Спикер рассказал также о так называемом «цифровом мосте» между Калугой и Обнинском, где планируется отработать механизмы работы с различными данными. В сотрудничестве с Институтом атомной энергетики НИЯУ МИФИ в регионе создается инновационный научно-технологический центр с бизнес-инкубатором для запуска стартапов. «Необходимо создавать на уровне регионов системы управления данными, возможно, как сегменты единой национальной системы, — говорит Дмитрий Разумовский. — При формировании такой системы речь идет не столько о технологических аспектах, сколько о целеполагании, создании организационных механизмов и корректировке нормативно-правовой базы».
Об опыте управления информатизацией исполнительных органов власти Ульяновской области, в частности, импортозамещением ПО, рассказал Алексей Морозов, директор департамента развития информационных технологий ОГКУ «Правительство для граждан». В регионе ведется большая работа в сфере импортозамещения. Разработано нормативное регулирование, регулярно анализируется действующая ИТ–инфраструктура, реализуется опытная эксплуатация российского ПО, проводится обучение ответственных за информатизацию специалистов работе в новой программной среде.
Созданы собственные инструменты для управления программной средой, отслеживаются все мероприятия по информатизации органов власти вплоть до уровня местного самоуправления. Перед закупкой любого программного обеспечения проводится экспертиза документации, оцениваются возможности взаимодействия с другими информационными системами, действует специальный порядок ввода в эксплуатацию. Все данные по информатизации консолидируются по срокам исполнения, госпрограммам, ответственным, их можно представить в удобном виде. У каждой информационной системы есть паспорт, доступна статистика по конфигурации рабочих станций.
Алексей Морозов подчеркнул важность правильной организации работы. Так, в каждом органе власти на уровне заместителей руководителя назначены ответственные за цифровую трансформацию – так называемые «цифровые капитаны». Одна из проблем импортозамещения — отсутствие централизации при закупке ПО. Сами органы власти не хотят закупать российское ПО, считая переход на него сложным и рискованным. Сопротивляются внедрению отечественных программных продуктов и рядовые пользователи, привыкшие работать с западными системами. «Мы закупили по одной лицензии разнообразного российского ПО, — рассказал Алексей Морозов. — И предложили специалистам, ответственным за информатизацию, провести испытания. Конфигурации на выбор, например, ОС Astra Linux, Kaspersky и «Р7-Офис», или RedOS, DrWeb и «МойОфис». Мы делаем «прививку» интереса к изучению и освоению российского ПО и надеемся, что этот опыт будет передаваться рядовым пользователям. И еще так мы избежали двух крайностей: тотальной закупки российского ПО с непредсказуемыми результатами и отказа от стимулирования импортозамещения».
Новой роли МФЦ как активного посредника между гражданами и органами власти в условиях пандемии посвятил свое выступление Юрий Зданевич, начальник МФЦ города Ростов-на-Дону. Спикер отметил, что в новых условиях именно МФЦ стали основным каналом взаимодействия граждан и власти. При этом снижение уровня социальной напряженности Юрий Зданевич обозначил как основную задачу. И решать ее приходилось в условиях роста объемов выплат социальных льгот, реализации разных уровней поддержки граждан и бизнеса. На порядок вырос и объем обработанных обращений — их количество доходило до 200 тыс. в месяц против 20-25 тыс. ранее.
Показатели работы МФЦ Ростова-на-Дону в период пандемии
Источник: МФЦ города Ростов-на-Дону, 2020
На начальном этапе пандемии пришлось преодолеть ряд трудностей — перевод части сотрудников на удаленную работу, выделение дополнительных телефонных линий, набор новых людей в контакт-центр. Были разработаны инструкции для сотрудников, методические материалы для граждан, максимально упрощена форма подачи информации на сайте, создана мобильная версия сайта, реализован сервис «Обратный звонок».
Юрий Зданевич отметил, что в этом году был осуществлен переход МФЦ на облачную ИТ-инфраструктуру, что позволило эффективнее использовать ресурсы серверов, увеличивать потребляемые мощности при повышении нагрузок. Рассказал спикер и об основных направлениях дальнейшего развития информатизации: консолидации информации на едином портале госуслуг (www.gosuslugi.ru), продвижении сайтов МФЦ и органов власти, активном использовании соцсетей, мессенджеров, СМС-оповещений для информирования горожан. «Необходимо проактивное предоставление ряда государственных услуг, — уверен Юрий Зданевич. — Мы видим, что органы власти не всегда справляются с возросшим количеством услуг и обращений. Сеть МФЦ, выступая посредником между гражданами и органами власти, способна помочь в решении этой задачи с тем, чтобы граждане быстро и качественно получали госуслуги».
О развитии ИТ в сфере образования региона рассказал начальник управления информационно-технического сопровождения Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым Дмитрий Окунь. Процесс информатизации сферы образования российского Крыма начался в 2015 г. с внедрения АИС «Контингент» — регионального сегмента федеральной системы учета. Эта система позволила реализовать первичное внесение данных об образовательных организациях и контингенте обучающихся. В 2018 г. был создан центральный сегмент Республики Крым для подключения к Федеральному реестру сведений о документах об образовании и квалификации (ФИС ФРДО).
ФИС ФРДО строилась в несколько этапов – выбор архитектуры, вида защищенной сети, технических характеристик тонких клиентов, выбор ПО с учетом работы с персональными данными, определение бюджета, создание центрального сегмента и рабочих мест. По итогам реализации проекта в 450 образовательных организациях были установлены типовые рабочие места, суммарная экономия только за 2018 г. составила порядка ₽10 млн, за 2019 г. – ₽15 млн.
Дмитрий Окунь рассказал также об АИС «Крымская республиканская образовательная сеть» (КРОС). Система создана как единая точка входа для всех информационных проектов в сфере образования Крыма. Спикер перечислил задачи системы, одна из которых – способствовать переводу в электронный вид государственных и муниципальных услуг в сфере образования, перечислил основные компоненты КРОС и их функционал. «Что касается перспектив развития информатизации образования республики Крым, то основные задачи — это интеграция всех ИС, работающих в этой сфере, снижение документальной нагрузки на образовательные организации, развитие систем дистанционного образования», — говорит Дмитрий Окунь.
Мнение федеральных заказчиков
Государство должно не только брать пример с бизнеса в плане расширения списка цифровых услуг, но и задавать тренды в этой сфере, считает Виталий Злобин, директор департамента обеспечения качества предоставления государственных услуг населению и выполнения государственных функций Минэкономразвития России. Он рассказал о законопроекте, который предполагает расширение каналов предоставления госуслуг за счет взаимодействия государства и бизнеса.
Действующих каналов для предоставления услуг гражданам много — сеть МФЦ, ЕПГУ, региональные порталы госуслуг, сайты органов власти. В рамках реализации программы «Цифровая экономика» министерство подготовило предложения по законодательному закреплению принципов совершенствования государственных и муниципальных услуг. А именно: проактивный режим, многоканальность, подразумевающая возможность обращения за услугой через инфраструктуру негосударственных организаций, экстерриториальность, использование МФЦ, цифровые регламенты, реестровая модель результатов предоставления.
В последние годы идет осознанное сближение государственных и негосударственных структур для создания суперсервисов, отметил Виталий Злобин. И такая возможность предусмотрена в подготовленном законопроекте. Законодательное закрепление этих процедур позволит значительно расширить количество каналов для обращения за получением услуг, упростить и сделать более прозрачной процедуру подачи документов заявителем. В качестве примера сложного сервиса Виталий Злобин привел следующий: заявитель обращается в банк за пластиковой карточкой и одновременно оформляет зачисление на эту карту социальных выплат. Он сообщил, что сейчас совместно с банковским сообществом идет обсуждение пилотного эксперимента.
Предполагается также законодательно закрепить невозможность ухудшения условий для заявителя, подчеркнул Виталий Злобин. Новый канал предоставления госуслуги может быть только дополнением к существующему, а не его заменой. Также недопустимо навязывание оплаты — услуги должны предоставляться бесплатно. «Разрабатывая новые подходы, мы должны не только улучшать существующие цифровые услуги, но и предлагать органам власти, гражданам новые возможности, — уверен Виталий Злобин. — При этом сам процесс получения услуги надо сделать незаметным, максимально комфортным для конечного потребителя».
О стратегической цели своего ведомства — стать аналитическим органом Правительства РФ, центром компетенции по повышению качества государственного управления, внедрению цифровых методов в практику государственного аудита — рассказал Михаил Петров, директор департамента цифровой трансформации Счетной палаты РФ. Для достижения этой цели были запущены 15 пилотных проектов по тестированию технологий, позволяющих исключить человека из процессов сбора и обработки данных, их представления в удобном для анализа виде. В ведомстве ведется большая работа по повышению квалификации сотрудников, создается новая ИТ-инфраструктура, благодаря которой переход сотрудников на удаленку прошел безболезненно. Работает система создания аналитических моделей PolyAnalist, на 80% покрывающая потребности инспекторов в инструментах обработки данных.
Подробнее спикер остановился на системе «Цифровой инспектор». Это платформа, на которой собраны воедино наработки по озеру данных, цифровые инструменты, бизнес-процессы и рабочее место инспектора с эргономичным интерфейсом, обеспечивающим удобный доступ ко всем инструментам. На сегодня запущены в промышленную эксплуатацию несколько модулей этой системы, включая паспорт объекта, анализ документов и рисков. Другие направления деятельности департамента — повышение цифровой зрелости подразделений Счетной палаты, проект по созданию платформы с целью предоставления доступа к данным для российского экспертного сообщества.
Архитектура платформы «Цифровой инспектор»
Источник: Счетная палата, 2020
В планах на будущий год полномасштабный запуск системы «Цифровой инспектор», строительство системы управления данными и их качеством. Стратегическое будущее за государственным управлением, в центре которого будут данные, а вокруг – аналитический слой и люди, которые работают с данными посредством аналитического инструментария. Знания и умения специалистов во многом являются определяющими факторами успеха. Также важны воля и поддержка руководства, четко поставленные стратегические цели.
На сессии вопросов у спикера поинтересовались, почему на региональном уровне контрольно-учетные органы продолжают требовать предоставления бумажных документов. Михаил Петров отметил, что региональные контрольно-учетные органы в известной степени самостоятельны, и на сегодня у Счетной палаты для решения этой проблемы недостаточно полномочий. «Стратегическая цель Счетной палаты – давать независимую оценку различным процессам управления страной, системные рекомендации руководству страны по решению возникающих проблем, — отметил Михаил Петров. — В этом плане мы идем в тренде развития мировых счетных палат. В США аналитики Счетной палаты по прямому заказу Конгресса выполняют анализ по разным направлениям, выдают рекомендации, которые учитываются при принятии законов. Мы к этому идем, но это вопрос не ближайшего года – двух. Существует проблема компетенций специалистов и качества данных».
О реализуемой в организации программе цифровой трансформации рассказал Андрей Варнавский, руководитель службы технического заказчика проектов цифровой трансформации Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы). Деятельность по цифровой трансформации выстроена по проектному принципу. В организации запущен проект цифровизации госуслуг, создаются компоненты «Моя вода» и портал «Открытые данные» цифровой платформы «Водные данные», система реагирования и поддержки принятия решений «Оперативный дежурный», производится интеллектуальный отбор наиболее эффективных отраслевых мероприятий, обеспечивающих эксплуатацию водохозяйственных систем. Спикер подчеркнул, что программа цифровой трансформации ведомства была запущена недавно — примерно полгода тому назад. Горизонт реализации проектов – 2023 г.
Дмитрий Варнавский особенно выделил проект «Оперативный дежурный», призванный сократить время предоставления информации руководству, и соответственно, время принятия управленческих решений руководством с 20 до 3 минут. Внедрение этой системы в промышленную эксплуатацию планируется уже в ближайшее время. С учетом того, что ежегодный ущерб от наводнений составляет ₽40 млрд, уменьшение ущерба даже на 10% приведет к значительному экономическому эффекту.
Цифровая платформа «Водные данные» — это основной проект, подчеркнул Дмитрий Варнавский. Он предполагает объединение всех существующих сервисов, видов электронных взаимодействий, баз данных, а также создание личного кабинета сотрудника и многое другое. «Наши открытые наборы данных могут быть полезны для тех исследователей, которые связаны с вопросами экологии, использованием воды, — говорит Дмитрий Варнавский. — Мы очень надеемся, что сможем в ближайшее время превратить наши открытые данные в популярные инструменты для исследования, в частности, в области машинного обучения».
Как прошел CNews FORUM 2020
В 2020 г. CNews FORUM — крупнейшая независимая площадка для встречи ИТ-директоров, руководителей ИТ-компаний и представителей органов власти — успешно прошел в тринадцатый раз. Впервые для форума организаторами был освоен новый формат — значительная часть мероприятия прошла в онлайн-режиме.
В ходе форума состоялось около 100 экспертных докладов. В сессионной части было проведено шесть тематических отраслевых секций: «Госсектор», «Банки», «Облачные технологии», «Аналитика больших данных», «Торговля», «Промышленность».
В пленарной части CNews FORUM выступили заместитель министра Минцифры Дмитрий Огуряев, директор по ИТ в РЖД Евгений Чаркин, директор департамента ИТ «Росатома» Евгений Абакумов, директор по ИТ, член правления Альфа-банка Сергей Поляков, заместитель председателя правления Московского кредитного банка Сергей Путятинский, региональный руководитель Veeam в России, СНГ, Грузии и на Украине Владимир Клявин, глава представительства Dynatrace в России, Белоруссии и Казахстане Игорь Хомков, CEO, член совета директоров компании Naumen Игорь Кириченко, директор департамента сопровождения торговых и вспомогательных систем блока ИТ Московской биржи Григорий Васильев, менеджер по информационным системам и бизнес-решениям по стране в Coca-Cola HBC Russia Стоян Валчев, директор по ИТ в ОМК Игорь Савцов, директор по ИТ в «Т плюс» Александр Антонов и многие другие.
Современное рабочее место невозможно представить без всевозможных средств коммуникации, значительно облегчающих и ускоряющих работу. Как выбрать самые удобные из них, рассказал Алексей Печенин, директор по развитию «Mail.ru для бизнеса».
CNews: Без каких элементов, на ваш взгляд, нельзя представить стандартизированное рабочее место?
Алексей Печенин: Любой бизнес в первую очередь нуждается в организации эффективной коммуникации как внутри компании, так и за ее пределами. Для этого необходимы базовые сервисы, такие как корпоративная почта, где можно вести переписку с коллегами, партнерами и контрагентами, обмениваться файлами любых размеров и форматов, а также планировать рабочий день с помощью календаря.