Статья

Дмитрий Пашкевич, Smartup Technology: Вселенная интернета сейчас есть только у США, Китая и России

smartup Big Data
мобильная версия

В 2022 г. данные окончательно превратились в ключевое конкурентное преимущество компаний. Главное сегодня — уметь их собирать, анализировать и использовать для создания новых решений и сервисов. Как сейчас развивается российский рынок заказной разработки ПО в сегменте Data Management, в интервью CNews рассказал Дмитрий Пашкевич, директор Smartup Technology.
 

«Наиболее востребованы сейчас системы по аналитике данных»

CNews: Основная компетенция вашей компании — разработка систем управления данными. Почему построение и реализация стратегии Data Governance сейчас особенно востребованы на российском рынке?

Дмитрий Пашкевич: Это не только российский тренд — сегодня все крутится вокруг данных, и на их основе создаются новые продукты, как для внутренних нужд, так и для внешних пользователей. Компания, успешно использующая данные, получает конкурентное преимущество.

Создание и внедрение систем по управлению данными — популярная ниша в заказной разработке, и одна из основных линий в бизнесе Smartup Technology. Мы базируемся на опыте, который получили, работая на проектах такого плана для заказчиков из США и Европы. Любые крупные и средние компании — потенциальные заказчики таких решений.

Дмитрий Пашкевич, Smartup Technology: Среди наших заказчиков много тех, кто продвигает персонифицированную рекламу

CNews: Как развивается рынок заказной разработки ПО в сегменте Data Management? Какие тренды можно выделить в последние несколько лет?

Дмитрий Пашкевич: Во-первых, это все большее вовлечение в работу с данными машинного обучения и искусственного интеллекта. Это те технологии, которые позволяют получить от данных еще больше ценности. Иногда для задачи уже есть готовые решения и алгоритмы, но чаще их нужно оптимизировать под конкретную задачу или даже разработать с нуля. Это задачи находятся на стыке математики и информационных технологий и требуют экспертизы в обеих областях.

Во вторых — построение гибридной инфраструктуры. Трендом последнего времени стал перенос инфраструктуры в «облака». Это давало гибкость, а также снимало с компаний заботу о ее поддержке. Но в последний год значительно вырос запрос на обеспечение безопасности данных, поэтому важную и критически важную их часть компании хотят хранить у себя в изолированном контуре. В результате разработчикам приходится создавать системы, которые работают с данными хранящимися и в «облаке», и в корпоративном изолированном контуре. Это непростая техническая задача, требующая учета специфики этих типов хранилищ.

В третьих – усиление регулирования в области сбора, хранения и обработки данных. Это всем известные международные законы, типа GDPR, локальные российские правила по работе с персональными данными и так далее. Наличие таких правил серьезно усложняет архитектуру информационных систем, хранящих и обрабатывающих данные пользователей, а также требуют создания дополнительных программных механизмов для контроля за доступом и использованием. Здесь кроме технической части важно знать и юридическую, чтобы разработанная система удовлетворяла всем требованиям.

CNews: Есть ли фундаментальные различия между российским и западным рынками разработки высоконагруженных систем?

Дмитрий Пашкевич: Фундаментальных точно нет, наша экспертиза не хуже американской. У России есть свои СХД и СУБД, соцсети, поисковик. По сути, ключевые системы, на которых зиждется вселенная интернета, сейчас есть только у трех стран: это США, Китай и Россия.

Единственный нюанс — у них есть собственное «железо», на котором они могут дальше развиваться, а у нас с ним могут быть проблемы. Если в плане софта и программистской экспертизы мы на хорошем уровне, то «железа» для высоконагруженных систем нам скоро хватать не будет. И отставание впоследствии будет усиливаться, если ничего не сделать сейчас.

CNews: Как отразилась политика импортозамещения на рынке решений по управлению данными, изменился ли спрос?

Дмитрий Пашкевич: Спрос на отечественные продукты однозначно увеличился, но они мгновенно, естественно, не появляются. Какое-то время понадобится, чтобы компании приняли решение, что им нужно создавать определенные продукты, выделить под них инвестиции. Затем продуктов станет слишком много, и не все будут хорошими. На западе этот процесс уже прошел, появились лидеры и аутсайдеры, первые сейчас начинают делить этот рынок. Но в итоге, думаю, и у нас появятся хорошие конкурентоспособные решения. Самые сейчас востребованные сейчас продукты в этой области — это системы по аналитике данных. Когда информация есть, но по ней нужно сделать аналитический отчет. Мы готовы делать такие системы под заказ — как на базе Open Source, так и самостоятельно.

CNews: С использованием Open Source риски в плане безопасности серьезно возрастают?

Дмитрий Пашкевич: Да, это всегда риск в плане безопасности и надежности. В Оpen Source периодически вносятся определенные изменения, не всегда хорошо протестированные и с непонятной совместимостью. Если идем по этому пути, нужны дополнительные проверки безопасности и уровни тестирования. Потому что разработчики не отвечают за код, который поставляют — даже если от продукта будет ущерб, они ни за что не отвечают, предъявить некому.

Поэтому каждая компания, которая использует Оpen Source, адаптирует процессы его проверки под себя, добавляет какие-то дополнительные шаги. Это же делаем и мы, например, когда создаем системы, которые зависят от Оpen Source-библиотек.

CNews: Как изменился перечень доступных заказчику data management решений в связи с санкциями?

Дмитрий Пашкевич: СУБД Oracle и Microsoft, пожалуй, занимали две трети российского рынка корпоративных систем управления данных, и их уход стал большим ударом. Сейчас их продуктами пока можно пользоваться, но нет обновлений и техподдержки. Какое-то время компании будут так жить, но потом потребуется миграция.

Для Oracle альтернативы российской быстро не появится, эта система десятки лет создавалась. Сейчас PostgreSQL называют бесплатным аналогом Oracle — и если компании не использовали специфические функции Oracle, например, некоторые особенности масштабирования, то перейти можно.

«У разработчика должна быть не только техническая, но и бизнес-компетентность»

CNews: Идеальная компания-разработчик в вашем сегменте — какая она? Какие уникальные активы и компетенции у нее должны быть?

Дмитрий Пашкевич: В качестве примера приведу модель ведения бизнеса Smartup Technology. Мы работаем с бизнесами, и там важны две вещи. Первая — техническая компетентность как программистов и вторая — бизнес-компетентность, возможность общаться с заказчиком на одном языке и понимать его потребности. Чтобы мы были в состоянии понять проблему и сформировать состоятельно техническое решение.

Решения могут быть разными — можно взять готовый инструмент, модернизировать его, адаптировать и добавить в виде интеграции. Или же — более интересный сценарий для нас — разработка. Когда мы берем компоненты и из них создаем новую систему. Иногда программистской работы очень много, и система получается как как пиджак на заказ — скроена под заказчика с учетом его задач, не содержит ничего лишнего, весь функционал — под полным контролем компании. Конечно, такие системы дороже, ведь и бутиковые вещи дороже, чем те, что отшиваются под поток.

Также важна культура взаимоотношений между заказчиком и исполнителем — я, например, исповедую партнерский подход. Это значит, что мы учитываем интересы заказчика, но не готовы делать все, что он просит, и можем сказать «нет», предложив лучшую, на наш взгляд, альтернативу.

Например, один клиент попросил нас сделать самый простой трекер событий по http. Он хотел, чтобы мы его написали, настроили и предоставили доступ к логам событий, чтобы он мог делать выборки из событий, и больше ничего. Мы же поставили ему сервер nginx и прикрутили elk к access логам. То есть сделали заметно лучшее решение примерно за те же деньги. Клиент был очень доволен и стал нам больше доверять. Обычно заказчики ценят, когда разработчик предлагает решение, которое ему в голову не пришло.

Также наше важное преимущество — экспертиза в высоконагруженных системах. Не всем она нужно, но когда нужна, например, для разработки сложного интерфейса по поиску или индексации работы с текстами, разработчика бывает сложно найти.

CNews: Расскажите про проектную команду в вашей компании.

Дмитрий Пашкевич: У каждой команды есть тимлид — обычно это опытный разработчик. Это человек, который отвечает за людей, за результат, который выдает команда, за качество продукта, сроки и коммуникацию с заказчиком. В этом смысле у нас достаточно плоская система организации.

Если ему не хватает компетенции или нужны дополнительные ресурсы, можно обратиться к Unit-директору. Он отвечает за организацию работы несколько команд внутри своего юнита. Есть также project-администраторы, которые отвечают за создание всех продуктов, ведут доски с задачами и дедлайнами, следят за их исполнением.

Краткая биография

Дмитрий Пашкевич

  • Директор Smartup Technology
  • Руководитель ИТ-компании Тамтэк (Lineate).
  • В прошлом программист, сисадмин, ИТ-менеджер, архитектор ПО.
  • Подготовил 500+ молодых ИТ-шников, десятки управленцев. 50 человек в личном менторстве
  • Автор и руководитель проекта ИТ-Академии «Точка входа».
  • Более 20 лет в ИТ

CNews: Какой технологический стек вы используете при разработке?

Дмитрий Пашкевич: Технологических стеков много, они используются под разные задачи. Условно бэкэнд-стек, связанный с серверным программированием — это JAVA и связанные с ней фреймворки. Есть стеки, связанные с фронт-энд, там Angular, React и другие — используем их в зависимости от предпочтений заказчика и среды, в которой работают другие его продукты.

В этом смысле у нас довольно широкая экспертиза, но если чего-то нет — привлекаем людей в качестве субподрядчиков.

«Предлагаем заказчику интеграцию или заказную разработку в режиме аутсорсинга или аутстаффинга»

CNews: Какие компании чаще всего обращаются к вам за услугами?

Дмитрий Пашкевич: Smartup Technology — наследница компании «Тамтэк», которая активно работала с американским рынком. В основном, среди заказчиков много компаний, продвигающих персонифицированную рекламу — и интернет-площадки, которые ее выдают, и бренды, которые предлагают.

Также работаем с компаниями, которых еще называют поставщиками аудиторий — им требуются системы по сбору аналитики, чтобы делить пользователей на сегменты и использовать эту информацию для создания рекомендательных сервисов. Например, человек прочитал одну книгу, ему предлагают другую, проанализировав его предпочтения.

Много мы работали также с крупными интернет-издательствами, для которых делали систему поиска информации внутри системы подписок, создавали пэйволлы. Еще один сегмент — компании, которым требуется работа с картами — нужно быстро отражать большое количество информации. Наконец, предлагали сервисы для систем анализа музыки, которые используют, чтобы понять, кто нелегально использует треки музыкантов.

CNews: Вспомните какой-то яркий пример?

Дмитрий Пашкевич: Один клиент обратился к нам с просьбой исправить устаревшую систему систему — в ее основе был фреймворк Yii 1, поддержка которого прекратилась в 2015 г. Система позволяла продвигать новые разработки фармакологических компаний и рассказывать о них врачам. Для продвижения использовалась как таргетированная реклама на тематических сайтах, так и доставка пробных образцов по адресам.

Починить надо было как внутренний сервис (система управления данными врачей позволяла администраторам поддерживать актуальность контактов врачей, управлять их доступами к тематическим сайтам, публикациями), так и публичный (сайты, похожие на социальные сети, где профессионалы в определенной области обменивались опытом).

Мы проанализировали высокоуровневую архитектуру приложения и заметили ошибку в проектировании. Два компонента взаимодействовали друг с другом не только посредством API, но и через запись в базу MySQL. Были высокие риски нарушения согласованности данных, некорректно работал и сервис синхронизации данных. В итоге мы внесли изменения и ускорили разработку на проекте примерно вдвое. На треть снизилось количество регрессионных багов при разработке новых функций.

CNews: Какой формат предоставления услуг обеспечивает лучшую реализацию проекта?

Дмитрий Пашкевич: Тут есть разные варианты, и все зависит от потребности заказчика. Бывает, компании подходит конкретный продукт, который есть на рынке — тогда требуется интеграция, просто встроить его в бизнес-процессы организации.

Есть режим заказной разработки — в формате аутсорсинга или консалтинга. Тут могут быть готовые элементы, или же все пишется с нуля, в зависимости от бюджета заказчика и того, что есть на рынке. На выходе получается гибкое и максимально адаптированное под компанию решение.

Третий режим — если у заказчика есть своя команда разработки и технический менеджмент, можно просто делиться специалистами. Это аутстаффинг, когда мы, по сути, просто отвечаем за предоставление профессионалов нужной квалификации, а заказчик сам несет ответственность за продукты все контролирует. Если же компания не готова брать на себя такие риски, то выбирает аутсорсинг. Идеального решения, одного на всех, не существует.

erid:Pb3XmBtzsxLU6oo1akksLFu62e8zyPG9BqF3NtYРекламодатель: ООО "СМАРТАП ТЕХНОЛОДЖИ"ИНН/ОГРН: 5501278983/1225500014410Сайт: https://smartup.ru/

Крупнейшие поставщики BI-решений в России 2017

№ 2016 Название организации Выручка по направлению BI с НДС в 2016 г., ₽тыс. Рост 2016/2015
1 Softline 1 661 471 14,2%
2 GlowByte Consulting 1 450 000 27,1%
3 AT Consulting 1 408 954 4,3%
4 Крок 1 308 708 22,9%
5 Сапран * 590 000 29,9%

смотреть полный рейтиг