Большие данные открывают новые каналы розничных продаж
Сегмент розничных продаж – один из самых высококонкурентных рынков, борьба за покупателей не ослабевает никогда. Большие данные позволяют находить новые, самые неожиданные, каналы продаж.
О больших объемах данных в компаниях говорят уже давно, но с развитием мобильных устройств и их тотальным распространением среди населения данных становится действительно очень много. Появляется новое понятие «большие данные». По оценкам IDC, объем информации, хранимой в мире, растет на 40% ежегодно и к 2020 г. достигнет 44 зеттабайт. Если записать такой объем данных на современные диски Blue-ray, общий вес дисков будет равен весу 424 авианосцев. В условиях лавинообразного роста объема информации компаниям приходится искать новые способы привлечь и удержать клиента.
В ритейле все каналы хороши
В борьбе за клиента ритейлеры все чаще обращаются к инновационным технологиям, таким как анализ больших данных, электронная коммерция, омниканальные сервисы, технологии RFID и т.д. В Корее, например, недавно был открыт первый в мире виртуальный магазин прямо на платформе метрополитена. Сканируя QR-коды с панелей, оклеенных изображениями различных товаров, жители Сеула складывают в свою виртуальную корзину выбранный товар, который затем доставляют им домой в удобное время. Подобные технологии, вероятно, нашли бы отклик у вечно спешащих москвичей.
Крупнейший ритейлер Великобритании Tesco экспериментирует с дополненной реальностью. Для покупателей было разработано приложение, которое позволяет им оперативно получать информацию о калорийности тех или иных продуктов и прочие сведения, не уместившиеся на ценнике, просто наводя камеру планшета на полку и делая снимок.
Еще один пример: до недавнего времени интернет-продажи одежды и обуви не были достаточно распространены именно из-за невозможности осуществить примерку в виртуальном пространстве. У покупателя был высокий риск ошибиться с размером или фасоном. Но ситуация меняется. Скоро в интернет-магазине eBay станет доступна виртуальная примерочная, позволяющая покупателям «примерять» понравившуюся из сетевого каталога одежду на трехмерную модель собственного тела. Аналогичный проект виртуальной примерочной был представлен компанией SAP на выставке «Открытые Инновации» в 2013 г. и получил высокую оценку экспертов. Благодаря таким технологиям человек может с помощью своей фотографии и введенных параметров (в т.ч. рост, размер) примерить и заказать новую одежду, оплатив ее с помощью мобильного телефона.
Развитие мобильных технологий можно назвать одним из главных трендов, оказывающих влияние на развитие ритейла. Смартфон стал самым важным инструментом в торговле, считают аналитики IDC, и его значение будет только расти. 69% потребителей уже считают, что смартфон просто необходим для совершения покупок и намного увеличивает удовольствие от процесса. Никто не может отрицать удобство заказа из любой точки мира и оплаты с помощью интернета или телефона любым подходящим способом. В результате активно развивается концепция «Omni Channel» – когда реальные и виртуальные каналы продаж объединяются в единый бизнес-процесс. Уже сегодня любой покупатель хочет иметь возможность, например, начать покупку в интернете, сделав там заказ, а закончить оплатой в магазине и наоборот.
Нельзя отрицать и тот факт, что конкуренция в ритейле увеличивается за счет появления «цифровых покупателей». Этот новый класс клиентов привык выбирать лучшие предложения на рынке одним нажатием кнопки и находится в постоянном поиске персонализированных акций и промо-цен. Ритейлеры вынуждены искать инструменты, которые позволят создавать персонализированные предложения и направленно продвигать товар. Покупательский интерфейс Amazon.com – хрестоматийный пример такого сервиса. Каждый раз, заходя на сайт, клиент получает разнообразные предложения, основанные на анализе истории прошлых покупок, просмотренных страниц, оставленных отзывов и т.п. Огромные объемы информации система обрабатывает за доли секунды, каждый раз преобразуя их в таргетированное предложение, ведущее в итоге к росту продаж.
Большие данные отечественной розницы
«Российский рынок старается догнать общемировой уровень внедрения новейших технологий, – констатирует Дмитрий Красюков, заместитель генерального директора SAP СНГ. – Несмотря на то, что сегодня далеко не все розничные компании России готовы принять радикальные изменения, уже сложились все предпосылки к тому, что инновационные решения для ритейла получат широкое распространение в ближайшие два-три года».
Некоторые из подобных технологий у нас уже работают. К примеру, петербургский ритейлер «Юлмарт» с помощью анализа больших данных осуществляет интеллектуальный поиск товаров для клиентов. Потенциальный покупатель может обратиться на сайт компании с запросом, скажем, «Хочу удобный ноутбук для поездок», и получить в ответ несколько подходящих альтернативных вариантов портативных устройств.
Среди российских ритейлеров, осознавших преимущество современных технологий, такие комрагии, как «М.Видео», «Эльдорадо», «Детский Мир» и т.д. В «М-Видео», например, с помощью решений SAP в более чем сто раз выросла скорость формирования отчетности. Задача быстрого прогнозирования спроса на таком быстро меняющемся рынке, как рынок детских товаров, действительно, очень важна. И здесь приходят на помощь современные технологии.
Несмотря на падение потребительского спроса в 2014 г. и экспансию крупных ритейлеров, вклад малого и среднего бизнеса в ВВП России составляет примерно 21%. Однако для дальнейшего роста ему необходима точка опоры – и если говорить об инновациях, то самыми оптимальными технологиями при работе с быстрорастущими компаниями являются облачные. Благодаря облаку компании получают возможность использовать инновационные решения, разработанные с использованием лучших мировых практик, по подписке. За счет этого достигается существенная экономия в стоимости владения решением. Как правило, в облако имеет смысл выводить такие классические функции, как финансы, управление персоналом, постановка целей и задач, закупки. В конечном счете, в условиях непростой экономической ситуации, сложившейся сейчас в стране, это является одним из немногих способов быть эффективнее конкурентов.
«Сегодня российским компаниям, и ритейлерам в том числе, невозможно выстраивать рыночную стратегию без оглядки на нынешнюю экономическую и политическую ситуацию», – убежден Дмитрий Красюков. Согласно опросу, проведенному Национальным агентством финансовых исследований в октябре 2014 г., четверть россиян уже изменили свои потребительские привычки, в частности, каждый десятый стал покупать более дешевые продукты. В этих условиях ритейлерам приходится искать все новые способы борьбы за покупателя. «И кто знает, куда их приведут технологии уже через несколько лет?» – задается вопросом эксперт.