«Больших данных» в отечественном ритейле не существует
Розничная торговля становятся все более технологичной, хоть со стороны покупателя и кажется, что ничего сложного в череде процессов — выбрал, оплатил и забрал товар — быть не может. Ключевыми задачами ИТ в ритейле являются привлечение и удержание клиента, сокращение издержек и внедрение решений для управления продажами, постпродажным обслуживанием, логистикой и др. Важные вопросы о том, какие технологические тренды применяются в неоднородно автоматизированных торговых сетях России и чего ждать в ближайшем будущем, стали темами конференции CNews Conferences и CNews Analitycs «ИКТ в Ритейле 2014», которая прошла 4 марта 2014 г.
Михаил Козлов, управляющий партнер, консультант по развитию «Развитие бизнеса/РУ», очертил многие современные веяния розничной торговли. Были отмечены, например, кассы самообслуживания, с помощью которых покупатели самостоятельно взвешивают товар и оплачивают его посредством терминала; парадигма Research-Online-Purchase-Offline (ROPO), предполагающая выбор товаров в онлайн-магазине, но приобретение (или принятие решения о покупке) в традиционных торговых точках; трансформирование мноканальных продаж в омниканальные, виртуальные примерочные, появившиеся на ряде сайтов электронных магазинов; почтоматы, позволяющие получать заказанный в онлайне товар, и др.
К 2015–2016 г. в российской рознице ожидаются перемены. В соответствии с разрабатываемым в настоящее время законом все кассовые аппараты будут самостоятельно передавать данные о продажах в сеть. Это, с одной стороны, позволит упростить их регистрацию и уменьшить число проверок, а с другой — потребуют вложений в коммуникационные каналы, что в нашей стране возможно не всегда и не везде.
Внедрение кассовых аппаратов с выходом в сеть начнется уже в текущем году
Источник: «Известия», 2014
Продолжит движение к потребителю и технология RFID, которая с каждым днем все дешевеет и при этом совершенствуется. По словам Ольги Караевой, генерального директора «Магазина будущего», ожидается, что стоимость метки упадет до 2–3 руб. за единицу — в настоящее время их цена составляет около 4 руб., и это достаточно дорого, чтобы маркировать, скажем, продаваемые вразвес товары, однако эффективно для отслеживания «жизни» товара с его производства до продажи потребителю.
Технологии RFID (использование уникальной идентификации с применением радиометок) и грядущий закон о кассовом обслуживании вызвали на конференции бурную дискуссию о «больших данных» в ритейле. Мнения о том, что же такое Big Data, были самые разнообразные. Одни участники считали, что речь в рамках заявленной темы может идти о любых данных, с которыми работают аналитические системы. Другие доказывали, что для Big Data важны только «исходники» на уровне первичных транзакций. Третьи утверждали, что «больших данных» вовсе не существует — по крайней мере в России и в области ритейла. Эту точку зрения поддержал Иван Киреев, руководитель направления «Облачные и повсеместные вычисления» ИТ-кластера «Сколково», сославшись на ряд исследований рынка электронной коммерции. Эксперт заметил, что обороты торговых сетей слишком незначительны, чтобы говорить о каких-то «больших данных». Так, если говорить об онлайн-торговле, то российский рынок в 18 раз меньше рынка Китая и в 4,5 раза меньше оборота Amazon (по оценкам Bain&Co, InSales). Число онлайн-магазинов России составляет менее 40 тыс., тогда как в Европе существует более 550 тыс. oнлайн-компаний, которыми пользуются свыше 250 млн жителей.
Несмотря на отставание, российский ритейл постепенно решает проблемы: развиваются фронт-офисные технологии (это, прежде всего, CRM для реализации программ лояльности) и бэкофисные решения, куда входят и ERP, и геоинформационные системы, и аналитические продукты.