Готовы ли российские СЭД к Big Data?
По данным аналитиков IDC, сегмент аналитического ПО, в том числе и задействующий Big Data, вырос за 2011 год на 14,1% и в перспективе до 2016 года будет расти на 9,8% ежегодно, пока не достигнет объемов в 50,6 млрд долларов. Добиться таких результатов ему помогут амбиции топ-менеджеров, которые захотят иметь различный корпоративный софт, поддерживающий Big Data, прежде всего – BI-системы и ECM. Вендоры, в свою очередь, будут покупать новых игроков, объединяя вокруг себя технологические решения и выводя их на массовый рынок. Опрошенные CNews вендоры СЭД пока находятся в ожидании появления потенциального запроса на такие решения со стороны отечественного заказчика.
Вадим Ипатов, заместитель генерального директора компании "Интертраст" по развитию бизнеса, объясняет, что Big Data с точки зрения СЭД/ЕСМ - это большой контент и существует стереотип, что большой контент - это не просто объективная неизбежность, но даже благо: "чем больше контента хранится в СЭД/ЕСМ, тем выше ее ценность". По его словам, на самом деле и неизбежность, и ценность большого контента для бизнеса сомнительны: "Большой контент в значительной мере состоит из информационного мусора. При этом аналитика контента занимается извлечением глубоко зарытой в этом информационном мусоре интеллектуальной ценности, а BI - поиском ответов на никому не нужные вопросы. Тренд большого контента - это большая проблема для СЭД/ЕСМ, и подходить к ней надо комплексно. Чтобы вместо большого контента иметь качественный контент, необходимо в рамках СЭД/ЕСМ реализовывать подходы, связывающие все элементы бизнеса: людей, информацию, процессы, технологии и правила".
Как отмечает Андрей Сардак, директор по маркетингу ГК "Инталев", Big Data - это технологии, применимые больше к "избранным" на рынке, чем к рынку СЭД в целом, и поэтому в ближайшее время "Большие данные" не будут оказывать большого влияния на тренды именно всего рынка документооборота. "На рынке не такой больший процент потребителей, генерирующих настолько большие объемы данных в области документооборота, что для их обработки им не хватает классического OLAP. Потому двигаться в сторону использования Big Data в системах документооборота будут только крупные вендоры, с большими бюджетами на программы R&D, которым доступны действительно крупные заказчики и которые стоят бизнес-планы и программы исследований на десятилетия вперед", - считает он, отмечая, что ему неизвестны отечественные игроки рынка подобного уровня.
ИТ-аналитик Directum Сергей Бушмелев знает, что для бизнеса уже невозможно или крайне затратно обеспечивать сохранность больших объемов данных, равно как и осуществлять в них поиск, а требуется анализ данных, чтобы, по крайней мере, классифицировать и выделять массивы одинаково ценных данных для последующего сохранения, отделять архивные данные от текущих, чтобы переместить их на отдельные носители, сохраняя таким образом приемлемую производительность системы. Все это в равной мере относится и к управлению корпоративной информацией, чем занимаются ECM-системы и поэтому становится невозможным управлять контентом компании как единой массой - нужен анализ. Исходя из этого, он делает вывод, что Big Data - актуальный тренд развития ECM-отрасли. "Мы столкнулись с этим вызовом (взрывной рост объемов информации) несколько лет назад, поэтому уже заложили некоторый анализ данных в свои продукты. Например - распределение контента по хранилищам с разной скоростью доступа и стоимостью хранения", - отмечает специалист.
"Подходы из серии Big Data на данный момент на российский рынок СЭД влияют меньше, чем на рынок ECM в целом. У Cognitive есть такие технологии и мы использовали их во многих наших продуктах, но как часть целого, - говорит Леонид Алдошин, вице-президент по направлению систем ЭДО Cognitive Technologies. - Однако спрос именно на решения Big Data, по крайней мере в России, невелик - это частные случаи". Вместе с тем, он подчеркивает необходимость понимания того, что Big Data это часть большой концепции ECM, как и в перспективе СЭД, поэтому сложно сказать как именно подобные решения влияют именно на рынок СЭД.
Олег Бейлезон, главный архитектор, "Логика бизнеса 2.0", замечает, что рынок корпоративных систем довольно консервативен - далеко не каждый заказчик согласится "изменить" уже многократно апробированным архитектурным подходам в пользу новых, хоть и многообещающих. "Это же касается и Big Data - при всей потенциальной новизне концепции, она еще не настолько показала себя в "серийной" деятельности, оставаясь в зоне специальных, заказных, проектов. Возможно, там она и останется, поскольку применение подхода Big Data рассчитано именно на очень крупные проекты, с огромным количеством накапливаемой информации, там, где традиционные подходы к обеспечению быстродействия и надежности средств хранения данных "пасуют". Еще одна возможная сфера применения Big Data - облачные решения, разворачиваемые на большое количество клиентов", - так очерчивает перспективы таких технологий для России эксперт. В беседе с CNews он заметил, что проработка применения Big Data в продуктах "Логики бизнеса" уже начата с обоюдной заинтересованностью заказчиков и самого вендора, но о планах по использованию Big Data говорить рано, потому что, как минимум, о поддержке Big Data должны заявить производители платформ, на которых строятся эти решения.
В целом, опрос CNews показал, что российские вендоры СЭД пока не торопятся инвестировать большие средства в разработку в области Big Data из-за крайне низкого спроса, но положительно оценивают перспективность таких решений в целом.