К 2015 г. четверть крупных мировых компаний обзаведутся директорами данных
Исследовательская компания Gartner опубликовала прогноз, согласно которому к 2015 г. 25% крупных мировых компаний введут должность директора данных. По мнению экспертов, потребность в таких руководителях обусловлена небывалым ростом объемов создаваемой и используемой организациями информации, а также все большим разнообразием типов и источников этих данных.
По формулировке Gartner, CDO выступают организаторами ключевых процессов, связанных с данными, и несут ответственность за определенную информацию, например, мастер-данные. Обладая доступом лишь к части данных, директор данных координирует их использование в других подразделениях. Gartner приводит пример финансовых директоров, которые являясь кураторами лишь нескольких финансовых процессов, таких как консолидация и казначейство, также координируют использование капитала во всей организации.
По данным Gartner, на настоящий момент в мире работают более 100 директоров данных, что превышает число подобных топ-менеджеров в 2012 г. более чем в 2 раза. 65% директоров данных трудятся в США и 20% – в Великобритании. Этот пока редкий вид руководителя представлен более чем в 12 странах. Более четверти ныне действующих директоров данных – представители слабого пола, что вдвое превышает долю женщин среди ИТ-директоров (13%). Должность ответственного за данные в основном создается в строго регламентированных отраслях, медиакомпаниях и государственных органах.
Вице-президент по исследованиям Gartner Дебра Логан (Debra Logan) считает, что ИТ-директорам (CIO) следует рассматривать директоров данных как партнеров, которые могут управлять данными и обладают необходимыми для этого знаниями, навыками и опытом. Это позволит ИТ-директорам сфокусироваться на своих непосредственных задачах.
Первые CDO появились в банках, госструктурах и страховых компаниях. По наблюдениям Gartner, постепенно к этому списку присоединяются и другие отрасли. В частности, в 2013 г. рынок наблюдал подобные назначения в рекламной индустрии.
В России пока директоров данных нет. Александр Горный, ИТ-директор компании Mail.ru Group – одного из пионеров Big Data в России – также одновременно курирует работу с большими данными и выполняет стандартные обязанности CIO. «Грамотные профессионалы, ответственные за работу Big Data, востребованы ИТ-рынком. Вероятно, что такая тенденция сохранится и в будущем», – считает он.
По мнению Сергея Кузнецова, директора по технологиям дивизиона данных компании IBS, несмотря на то, что название новой должности включает слово «данные», этот специалист не относится к числу «айтишников». Это скорее главный экономист данных, который способен их проанализировать и оценить экономический эффект от действий компании. Он готовит необходимое обоснование для маркетинговых кампаний, оценивает бизнес-решения, а также дает рекомендации и выставляет требования для блока ИТ.
Ожидается, что и в российских компаниях появятся директора данных. «Для разработчиков и консультантов по внедрению ИТ-решений в компаниях появление такого рода сотрудников в штате компаний-заказчиков ознаменует переход на иной уровень коммуникаций. Ведь сейчас, ввиду отсутствия «единого окна входа» в лице директора данных, обсуждение новых проектов ведется как с блоком ИТ, который традиционно является хранителем данных, так и с функциональными заказчиками – маркетинговыми и коммерческими блоками, которые ставят бизнес задачи и готовят метрики оценки эффективности разрабатываемых нами решений», – комментирует Сергей Кузнецов.