Рейтинг: Кто и сколько зарабатывает на Big Data
Компания Wikibon опубликовала исследование рынка Big Data. Помимо прогнозов роста рынка, которые созвучны данным других исследовательских агентств, опубликованы также рейтинг доходов 70 вендоров от продажи продуктов и услуг для работы с большими данными.
По данным Wikibon, в 2013 г. рынок продуктов и услуг, связанных с Big Data, вырос на 58% в сравнении с 2012 г. и достиг $18,6 млрд. При этом 40% доходов получены от предоставления услуг, 38% от продажи оборудования и 22% от реализации программного обеспечения.
Аналитики Wikibon прогнозируют, что темпы роста рынка Big Data немного снизятся и объем рынка достигнет $28,5 млрд к концу 2014 г. и $50 млрд к концу 2017 г. Последняя цифра в полтора раза превышает прогноз исследовательского агентства IDC, опубликованный в декабре 2013 г.
По мнению исследователей, на увеличение объема рынка повлияли рост доверия к решениям Big Data со стороны крупных компаний, все большая зрелость продуктов и услуг, растущее число партнеров, представляющих услуги и продающих оборудование для анализа больших данных. В числе сдерживающих факторов отмечаются недостаток лучших практик по интеграции анализа больших данных в существующие бизнес-процессы, неоднозначность в вопросах безопасности и сохранности персональных данных, нехватка отлаженных и отработанных приложений, решающих конкретные бизнес-задачи.
Структура доходов от Big Data (млн. долл)
Источник: Wikibon, 2014
Главный исследователь-аналитик Wikibon Джеф Келли (Jeff Kelly) считает, что основными «ингибиторами роста» рынка Big Data являются беспокойства по поводу сохранности личной информации. Люди еще недостаточно осознают, что зачастую сами делают персональные данные общедоступными. Широкая общественность только начинает понимать, как социальные сети, ритейлеры, банки и другие компании используют их данные. По мнению Джефа Келли, участникам рынка следует вести проактивную работу с общественным мнением в этом направлении.
Определяя объемы рынка, аналитики Wikibon собрали (или в ряде случаев смоделировали) доходы вендоров от продуктов и услуг, связанных с Big Data. Абсолютным лидером является компания IBM, за ней с большим отрывом следуют HP и Dell. Компания Microsoft занимает 15 место.
Выручка вендоров от продуктов и услуг Big Data
(в мире, млн. долларов США)
Вендор | Доходы от Big Data | Совокупные доходы компании | Доходы от Big Data в % от совокупных доходов | Доля доходов от продажи оборудования для Big Data |
---|---|---|---|---|
IBM | $ 1,368 | $ 99,751 | 1% | 31% |
HP | $ 869 | $ 114,100 | 1% | 42% |
Dell | $ 652 | $ 54,550 | 1% | 85% |
SAP | $ 545 | $ 22,900 | 2% | 0% |
Teradata | $ 518 | $ 2,665 | 19% | 36% |
Oracle | $ 491 | $ 37,552 | 1% | 28% |
SAS Institute | $ 480 | $ 3,020 | 16% | 0% |
Palantir | $ 418 | $ 418 | 100% | 0% |
Accenture | $ 415 | $ 30,606 | 1% | 0% |
Источник: Wikibon, 2014
Сергей Лихарев, руководитель продаж IBM Big Data Solutions в странах Центральной и Восточной Европы, считает, что оценки аналитиков Wikibon во многом отражают реальное положение дел. По его словам, вендор постарается удержать лидирующие позиции на рынке Big Data. Недавно IBM сообщил о создании нового подразделения Watson Group и направила инвестиции в размере $1 млрд в исследования и разработки в области cognitive computing, аналитики и Big Data.
По мнению Сергея Лихарева, отмеченные исследованием тенденции роста доверия к технологиям со стороны крупных компаний и активизации партнеров во многом актуальны и для российского рынка Big Data. «Партнеры значительно инвестировали в развитие практик Big Data в 2012–2013 гг. Конкуренция, опыт реализации проектов, фокус на отраслевых решениях – все это показатели роста зрелости рынка предложений со стороны партнеров, – считает он. – Для российского рынка вопрос «зачем?» уже не стоит, главный вопрос – «когда?». Крупные компании уже создали или создают центры компетенции по Big Data, реализуются пилотные и коммерческие проекты, спрос на специалистов и решения я бы оценил как высокий».
Алексей Рывкин, архитектор корпоративных решений дивизиона данных IBS, считает, что распределение долей выручки ведущих вендоров в России соответствует мировой статистике. «IBM, SAP, Oracle, Teradata и SAS занимают ведущие позиции по направлению Big Data. Однако в России распределение выручки вендоров по направлениям деятельности отличается от мировых показателей: основные статьи доходов в нашей стране – продажа аппаратного и программного обеспечения. Консалтинг пока занимает не такую большую долю выручки, так как текущие проекты в основном ориентированы на совершенствование технологической инфраструктуры компаний», – говорит он.
По мнению Алексея Рывкина, доверие к технологиям Big Data на российском рынке постепенно растет, этому способствует работа, проводимая вендорами и интеграторами по реализации пилотных проектов у заказчиков. Также доверие повышается в связи с распространением информации об успешных Big Data проектах в компаниях США и Азии. Некоторые российские компании уже используют технологии Big Data в своей деятельности. Основным сдерживающим фактором является отсутствие уверенности в том, что такие решения дают реальные преимущества перед конкурентами. Чтобы изменить ситуацию, в настоящее время ведущие вендоры и интеграторы концентрируют свои усилия на преодолении этого барьера.
Рынок решений в области больших данных на сегодняшний день один из самых динамично развивающихся в сфере ИТ, считает Андрей Кутуков, директор департамента программных решений HP в России. «При этом, справедливости ради, нужно отметить, что темпы роста в России отстают от общемировых. Помимо глобальных для нашего ИТ-рынка причин, связанных с недоинвестированностью и сравнительно низкой эффективностью в целом, у нас значительно слабее интерес к одному из основных двигателей мирового корпоративного рынка больших данных – обеспечению соответствия корпоративным и законодательным нормам (compliance). Кроме того, темпы проникновения мобильности и социальных сетей в корпоративном сегменте у нас также ниже. Для HP направление больших данных является, безусловно, приоритетным. Мы видим в рынке огромный потенциал и связываем его, в первую очередь, с мобильностью и безопасностью. Именно поэтому мы уже сегодня делаем акцент на решениях в области структурированных и неструктурированных данных, безопасности и корпоративной мобильности», – говорит он.