Российский ритейл не торопится с большими данными
По данным опроса CNews Analytics (март-апрель 2014 г.), даже крупнейшие розничные сети страны пока очень осторожны в вопросе использования решений больших данных. Были опрошены компании, входящие в сотню главных игроков российского ритейла. Как оказалось, только 6 из 27 респондентов применяют в настоящий момент технологии больших данных. При этом ни один из них не смог поделиться, для каких именно задач. Обнаружилось и принципиальное нежелание российских ритейлеров говорить о больших данных. Процент отказов от комментирования существенно превысил аналогичный показатель опросов в других секторах.
Еще 7 ритейлеров из опрошенных планируют внедрить такие решения в ближайшее время. Большинство же не работают с огромными массивами информации и даже не планируют это делать. Из первой тридцатки российских ритейлеров ровно треть однозначно ответила «нет» большим данным. Даже в Auchan Groupe ответили, что такие технологии не используют. С другой стороны, известно, что технологии больших данных применяет «Озон.ру» – онлайн-ритейлер, не входящий в первую сотню. Можно предположить, что в российских реалиях анализ больших данных – это пока стратегия, скорее, высокотехнологичных организаций. Из топ-30 только две компании применяют эти технологии, в том числе сеть гипермаркетов «Лента» (с весны 2012 г.). Сейчас проект находится в стадии пилотной эксплуатации. Считается, что самый масштабный и эффективный проект больших данных в российском ритейле реализован в компании «Юлмарт».
Большие данные в российском ритейле
Применяют | Планируют внедрение | Не применяют и не планируют |
Лента | X5 Retail Group | Auchan Groupe |
Городской супермаркет (Азбука вкуса) | Metro Group | ГК О’Кей |
Глория Джинс (Gloria Jeans & Gee Jay) | М.Видео | Евросеть |
Мегафон | Эльдорадо | Компьютерный центр ДНС |
Юлмарт | ГК Связной | Седьмой континент |
Алькор и Ко (Л`Этуаль, BonJoli) | Спортмастер (ГКСпортмастер) | |
Белый ветер | Центробувь | |
Гиперглобус* (Globus) | ||
Atac* | ||
МТС | ||
Детский мир – Центр | ||
Супермаркет «Кировский» | ||
O'STIN (ГК Спортмастер) | ||
Spar |
Источник: CNews Analytics, 2014
*по данным CNews Analytics
В то же время эксперты ИТ-рынка считают розницу одной из наиболее очевидных сфер применения инструментов больших данных. Эти технологии позволяют персонализировать взаимодействие с покупателями, повышать их лояльность и удовлетворенность маркетинговыми компаниями, оптимизировать торговые точки и размещение товаров, эффективно управлять поставками, складами и т.д. Но и этим список задач, которые ритейлеры могли бы решить с привлечением анализа больших данных, совсем не ограничивается.
На западном рынке уже применяются технологии в областях клиентской аналитики, операционной деятельности, оптимизации ценообразования, прогнозирования спроса, рассказывает Сергей Нестеренко, руководитель отделения интеграции дивизиона данных компании IBS. Например, Otto Group, мировой лидер в области онлайн-торговли, анализирует интернет-логи для оптимизации цен, исследуя информацию о незавершенных покупках и интернет-страницах, с которых уходят пользователи. «В России некоторые сети и онлайн-ритейлеры пристально смотрят в сторону технологий больших данных, но реальных примеров регулирования ценообразования на практике не встречалось», – свидетельствует эксперт.
Предполагается, что в ближайшие 2–3 года число розничных сетей, анализирующих большие данные, может увеличиться более чем вдвое. Как рассказали CNews в X5 Retail Group, компания уже рассматривает к внедрению и оценивает потенциал решений из области больших данных. Основной сферой применения могут стать анализ поведения потребителей, выявление скрытых потребностей, прогноз и оценка эффективности промо-мероприятий.
Юрий Сафронов, директор по информационным технологиям компании «Белый ветер», считает наиболее целесообразным внедрение технологий больших данных для тех процессов, в которых задействованы большие массивы данных о текущих и потенциальных клиентах: программы лояльности, социальные сети, активность на сайте и т.д. «Кроме того большие данные можно использовать для анализа рынка, действий конкурентов, в ценообразовании и других направлениях», — считает он.
В числе ритейлеров, отказавшихся от анализа больших данных, есть те, кто принял это решение осознанно и аргументированно. Сергей Козырь, директор по информационным системам группы компаний «О’Кей», говорит, что не видит необходимости внедрять технологии больших данных в настоящий момент: «Сейчас «О’Кей» получает «небольшие» данные в структурированной форме. В полном понимании больших данных в нашей компании нет. Что касается всего российского рынка, то пока не знаю ни одного ритейлера, который бы использовал большие данные вживую. Наверное, большие данные скорее будут интересна маркетингу, чем топ-менеджерам компании».
Уровень проникновения технологий больших данных в российском ритейле заметно ниже, чем в отечественном банковском секторе. По данным CNews Analytics на январь 2014 г., 10 из топ-30 российских банков применяют технологии анализа больших данных, а еще 7 планируют внедрение.
Аналитики называют два основных фактора, которые препятствуют развитию больших данных в различных отраслях российского бизнеса: во-первых, уровень готовности к применению новых технологий, во-вторых, наличие квалифицированных специалистов и аналитиков.