Сроки подготовки отчетности РЖД сократились с 14,5 часов до 20 минут

Big Data
Завершился пилотный проект по переводу систем управленческого учета компании РЖД на платформу SAP HANA. Технологии больших данных позволили сократить сроки подготовки отчетности в 43,5 раза, повысить скорость и точность распределения затрат в 40 раз, обеспечить эффективность инвестиционного планирования и тарифного регулирования.

Совместный проект крупнейшего железнодорожного российского перевозчика и компании SAP, одного из лидеров рынка корпоративных приложений, был направлен на решение ключевой задачи заказчика в рамках управленческого учета – раздельного учета доходов и расходов и распределения затрат по видам деятельности. Отчетность используется для обоснования тарифов на железнодорожные перевозки, поэтому ее точность и своевременность крайне важна. Компания испытывала потребность в ускорении процессов ее подготовки, в первую очередь в связи с тем, что эти сроки жестко регламентированы законодательством. По итогам проекта сроки подготовки отчетности сократились с 14,5 часов до 20 минут – в 43,5 раза. Увеличение скорости и точности расчетов в 40 раз позволило детально анализировать прибыльность каждого сегмента, корректно распределять затраты, а также получать субсидии в необходимом объеме.

"У нас прагматичный подход к применению технологий: внедряя ИТ-решения, мы хотим быстро получать ощутимый для бизнеса результат, – прокомментировал Вадим Москаленко, заместитель начальника департамента информатизации и корпоративных процессов управления РЖД. – Мы поняли, что в первую очередь сможем получить значительные выгоды по итогам проекта по переводу на SAP HANA систем раздельного учета, а потому мы не стали дожидаться, пока в стране будет накоплена большая экспертиза по продукту, и это решение оказалось верным". Сегодня компания-перевозчик реализует сразу несколько параллельных проектов по переводу систем на SAP HANA, которые коснулись филиальных систем финансового учета, системы управления персоналом и системы сводной налоговой отчетности – одной из наиболее крупных на предприятии.

С филиальными бухгалтерскими системами – а это 35 систем общим объемом данных 120 Тб – работает 166 тыс. пользователей. Проект по переводу их на платформу SAP HANA уже длится 8 месяцев из запланированных 2,5 лет. По словам Вадима Москаленко, уже в октябре текущего года самая крупная система будет запущена в продуктивную эксплуатацию.

Система управления персоналом РЖД обрабатывает данные о сотрудниках предприятия, количество которых достигает 1 млн человек. Ее объем – 36 Тб данных, количество пользователей составляет 84 тыс. человек. Логически она поделена на 18 систем – это отражает ее новую организационную структуру, определившуюся в ходе проекта. Предполагаемый срок перевода на SAP HANA – 2 года, на январь 2015 г. запланирован старт на новой платформе сразу нескольких систем.

Система сводной налоговой отчетности объемом 20 Тб данных состоит из трех систем с числом пользователей 60 тыс. человек. В результате проекта будет осуществлено слияние их в одну систему – подразумевается полный реинжиниринг приложения. Срок реализации составит 1,5 года. На сегодня разработка практически завершена, однако запуск системы в продуктив предполагается не раньше весны будущего года, так как в виду высокой бизнес-критичности приложения систему ждет долгий период тестовой эксплуатации.

Реализуемый переход на SAP HANA имеет две стадии: собственно миграция систем и минимально необходимая для их функционирования оптимизация и более тщательная, глубокая оптимизация – детали ее еще не прорабатывались, процесс начнется уже по завершении текущих проектов. По заявлению Вадима Москаленко, сегодня нет оснований опасаться, что сроки окончания проекта по миграции могут быть сдвинуты. Реализация идет в соответствии с планом, и сложности, способные негативно повлиять на ход проекта, не отмечались.

Перспективы сотрудничества перевозчика и вендора обеими сторонам оцениваются как очень большие. Как заметил Вадим Москаленко, РЖД рассматривает более расширенные сценарии применения возможностей SAP HANA. В будущих проектах по переводу на платформу вендора производственных систем, задействующих огромные массивы данных, получаемых посредством терминальных устройств, спутников и пр., будет раскрыт весь потенциал продукта в области работы с большими данными. Ближайшие проекты коснутся системы управление перевозками и продажами билетов, и в них РЖД видит применение SAP HANA для аналитики.

РЖД обладает безлимитной лицензией на использование SAP HANA для ERP-приложений, что удачно комбинируется с безлимитными лицензиями собственно на ERP-системы SAP. Общее количество систем, формирующих SAP-ландшафт РЖД, – около 300, а число конечных пользователей, работающих с ними, – более 220 тыс. человек. «Мы рады нашему сотрудничеству с компанией «РЖД», которая вносит огромный вклад в развитие российской экономики. Объединение отраслевых инноваций и современных технологий, реализованных в SAP HANA, помогает слаженной работе этого сложного транспортного комплекса, позволяя точно и быстро анализировать, планировать и находить новые резервы роста», – отметил Дмитрий Шепелявый, заместитель генерального директора SAP СНГ.


Крупнейшие поставщики BI-решений в России 2017

№ 2016 Название организации Выручка по направлению BI с НДС в 2016 г., ₽тыс. Рост 2016/2015
1 Softline 1 661 471 14,2%
2 GlowByte Consulting 1 450 000 27,1%
3 AT Consulting 1 408 954 4,3%
4 Крок 1 308 708 22,9%
5 Сапран * 590 000 29,9%

смотреть полный рейтиг