Статья

Как большие данные завоевывают огромные рынки

Big Data Конференции
мобильная версия

Данные играют все большую роль в бизнесе. Однако очень важно не собирать избыточную информацию и максимально использовать то, что есть. При помощи искусственного интеллекта, машинного обучения и других технологий можно получить от больших данных очень ощутимую выгоду, считают участники секции «BI и большие данные» организованного CNews Conferences и CNews Analytics очередного CNews Forum 2018.

Вячеслав Солопов: Пока построение полностью цифровых процессов – это единичные случаи

О том, как движется процесс цифровой трансформации и какую роль в этом играют большие данные, рассказал CNews Вячеслав Солопов, директор по консалтингу «Консист Бизнес Групп».

CNews: Как соотносятся цифровизация и управление большими данными?

Вячеслав Солопов: Цифровые данные сегодня появляются вне зависимости от наличия или отсутствия цифровых процессов, потому что часть из них так или иначе переходит в ИТ. После этого у нас появляются данные. Гаджетизация, большое количество социальных сетей, процессы автоматизации бизнес-процессов и сообществ — все это генерируют большие данные, но при этом, они появляются и сами по себе.

Правильно говорить об эффекте симбиоза, когда одно порождает другое. Мы можем цифровизировать субъект или объект, что является катализатором того, чтобы в последующем с ними происходили какие-то цифровые процессы. Большие данные и цифровизация имеют одну и ту же природу. Например, когда мы фотографируем, делаем несколько снимков, программа в смартфоне автоматически обрабатывает кадры и получается новый коллаж из фотографий. В процессе получения этого коллажа у нас было три фотографии, а с получением коллажа их стало четыре. И это вот тот естественный прирост данных, который дает цифровизация.

Рост цифровизации и большие данные связаны с цифровизацией реальной жизни, реальных объектов и субъектов. У нас уже сейчас есть и появляются абсолютно цифровые активы: аккаунты в социальных сетях, количество подписчиков, специализированные базы данных. Это все некие цифровые активы, появление и наличие которых позволяет существенно изменять цифровые процессы.

Чем больше данных собирает или генерирует процесс, чем с большим количеством информации он связан, тем более качественно образуется и управляется сам цифровой процесс. Чем качественнее он управляется, тем больше данных он собирает и генерит. Поэтому, если говорить о том, что влияет больше, данные на цифровые процессы или цифровые процессы на данные, ответа нет. Это некая третья, необычная история.

CNews: Идет или не идет цифровая трансформация сейчас? В чем она конкретно выражается?

Вячеслав Солопов: В свое время у нас была революция автоматизации, когда мы некие рутинные операции, которые выполнялись человеком, переводили в ИТ. Мы получали отсутствие человеческого фактора, устойчивость воспроизводства тех или иных результатов, гораздо большую скорость в вычислительных операциях. Мы уменьшали человеческий труд.

Цифровизация – следующий шаг в этом же направлении, но здесь мы уменьшаем не человеческий труд сам по себе, а сокращаем человеческое влияние, зависимость процесса от наличия или отсутствия специалиста. Например, при автоматизированном процессе продажи билетов в кассе автовокзала часть задач висит на кассире. Как только мы убираем сотрудника, фактически получаем целиком цифровой процесс. Он автономен по своей сути, а человек вносит туда лишь изменения. В рамках цифрового процесса происходит взаимодействие совершенно разных систем: и технологических, и технических, и организационных.

Основной элемент цифровизации – это наличие автоматизированных элементов каждого процесса и единой модели общих данных, которыми оперируют все участники или все элементы этого процесса. Цифровая трансформация невозможна в случае, если хотя бы один из двух пунктов будет нарушен: нет цифрового образа, то есть цифровой модели субъекта и объекта, в отношении которого идет процесс или нет самой автоматизации и того элемента, который действует в конкретный момент.

Цифровая трансформация основывается на трех составляющих. Должны быть цифровые образы реальных субъектов и объектов, которые принимают участие в цифровом процессе. Сейчас, как правило, это дубликаты или цифровые двойники объектов и субъектов.

С цифровым образом должна быть возможность автоматизировано производить некоторые изменения, отражающие или не отражающие действительность. Это зависит от того, какой процесс мы пытаемся перевести цифровизовать. Третья очень важная составляющая – это модельная связь между этапами в цепочке процессов на этой цифре.

Поэтому сейчас, если мы говорим о трендах, нужно отметить образование цифровых активов, накопление этих цифровых активов. Второй тренд — это активное появление различных сервисов для систем, людей или компаний в зависимости от их пользователей.

Пока построение полностью цифровых процессов – это единичные случаи, но идет массированная подготовка. Самое слабое звено – это цифровизация как раз субъектов и объектов. То есть в России пока сложно сделать цифровым, к примеру, объект строительства. Технически все понятно, а физически этого пока нет.


Крупнейшие поставщики BI-решений в России 2017

№ 2016 Название организации Выручка по направлению BI с НДС в 2016 г., ₽тыс. Рост 2016/2015
1 Softline 1 661 471 14,2%
2 GlowByte Consulting 1 450 000 27,1%
3 AT Consulting 1 408 954 4,3%
4 Крок 1 308 708 22,9%
5 Сапран * 590 000 29,9%

смотреть полный рейтиг